Форум остановлен на неопределенный срок с момента полномасштабного вторжения в Украину.
---------
Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении.
Статья 3
Любое из следующих действий, независимо от объявления войны, с учетом и в соответствии с положениями статьи 2, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:
а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;
с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства;
e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращению действия соглашения;
f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.
Базовый ремонт – Kremona ¾, верхняя дека – кедр
- Михаил Ф
- Повідомлень: 575
- : 07 лютого 2015, 20:01
- : Михаил
- : Москва
- Has thanked: 918 times
- Been thanked: 188 times
Здравствуйте, дорогие друзья!
Довелось мне к окончанию прошлого года отремонтировать 3/4 гитару с разбитой и даже раздробленной верхней декой и отклеенными местами пружинами, гармонической рипой, и… впрочем, обо всем по порядку.
Взялся за ремонт только потому, что людям нужен был рабочий инструмент для ребенка. Если бы не эта мотивация, сам инструмент так бы и лежал бы дальше, как он пролежал перед этим почти год.
Инструмент уже готов и уже верой и правдой служит одному из маленьких учеников моего друга-гитариста. Сразу скажу, что ремонт абсолютно без претензий, и даже были сомнения, создавать ли тему или нет, но все-таки форум живет, пока мы делимся своими работами. В свою очередь, очень благодарен всем, кто рассказывает о своих проектах, делится не только успехами, но и сомнениями, а порой – неудачами, да и для себя оставить запись было бы полезно. И некоторые этапы работ, на первый взгляд казавшиеся крайне непростыми или даже невозможными для выполнения, были выполнены только потому, что кто-то в свое время поделился на форуме своими решениями таких задач.
Предвижу возможные вопросы к названию темы: просто ремонт был изначально без претензий на образец: только сделать инструмент играбельным и, по возможности, довести до состояния «удобная гитара». Вот в моем понимании это и есть «базовый», то есть необходимый
Итак, друг мне передал еще одну ¾ гитару, у которой довольно сильно была разбита верхняя дека. Дека из массива кедра.На первый взгляд нужно было склеить только верхнюю деку, и поэтому, хотя и не совсем понимая, с какого конца приступать, но уже смутно представляя не маленький объем работ, решился взяться за ремонт.
Не знаю, как так можно было старательно покоцать верхнюю деку: роняли, скорее всего, это точно, но вот эти продольные царапины...
Довелось мне к окончанию прошлого года отремонтировать 3/4 гитару с разбитой и даже раздробленной верхней декой и отклеенными местами пружинами, гармонической рипой, и… впрочем, обо всем по порядку.
Взялся за ремонт только потому, что людям нужен был рабочий инструмент для ребенка. Если бы не эта мотивация, сам инструмент так бы и лежал бы дальше, как он пролежал перед этим почти год.
Инструмент уже готов и уже верой и правдой служит одному из маленьких учеников моего друга-гитариста. Сразу скажу, что ремонт абсолютно без претензий, и даже были сомнения, создавать ли тему или нет, но все-таки форум живет, пока мы делимся своими работами. В свою очередь, очень благодарен всем, кто рассказывает о своих проектах, делится не только успехами, но и сомнениями, а порой – неудачами, да и для себя оставить запись было бы полезно. И некоторые этапы работ, на первый взгляд казавшиеся крайне непростыми или даже невозможными для выполнения, были выполнены только потому, что кто-то в свое время поделился на форуме своими решениями таких задач.
Предвижу возможные вопросы к названию темы: просто ремонт был изначально без претензий на образец: только сделать инструмент играбельным и, по возможности, довести до состояния «удобная гитара». Вот в моем понимании это и есть «базовый», то есть необходимый
Итак, друг мне передал еще одну ¾ гитару, у которой довольно сильно была разбита верхняя дека. Дека из массива кедра.На первый взгляд нужно было склеить только верхнюю деку, и поэтому, хотя и не совсем понимая, с какого конца приступать, но уже смутно представляя не маленький объем работ, решился взяться за ремонт.
Не знаю, как так можно было старательно покоцать верхнюю деку: роняли, скорее всего, это точно, но вот эти продольные царапины...
- Михаил Ф
- Повідомлень: 575
- : 07 лютого 2015, 20:01
- : Михаил
- : Москва
- Has thanked: 918 times
- Been thanked: 188 times
Довольно сложным был вопрос, вскрывать ли корпус или нет.
Начав склейку и расправившись с одной - двумя трещинами и совершенно не представляя как быть с отклеенными пружинами, были приняты попытки вскрыть корпус и со стороны верхней деки, и со стороны нижней. Уже снял 12-й лад и стал отогревать по периметру верхнюю деку (вот так меня расстроило общее состояние раздробленной деки). Не пошло. На нижнем клеце заканчивался участок отклеенной деки, и намертво. Поставил 12 лад обратно. Продолжил склейку верхней деки. Но получалось так, что с какой трещины ни подойди, остальные потом будет очень трудно склеивать. И пружины. Как их-то клеить внутри такого маленького корпуса, да и вслепую? Ладно бы одна пружина оторвалась: три пружины оторваны. По-любому вскрывать и всё клеить по уму. Попытался вскрыть корпус с дна. Не пошло. Тоже утюг, все дела... и опять как будто другой клей и все очень прочно
И вот мысли о том, что потом, скорее всего, уже не буду ставить обратно фанерную деку, а значит еще окантовка, все танцы с ней и самая жесть для меня - лакировка. Такое уже выходит за рамки базового ремонта, тогда уже и лады надо приводить в идеально состояние, проще новую гитару сделать.
Да и задняя дека такая вся красивая была, рабочая. Хоть и фанера. И потом никто не гарантирует, что инструмент не будет подвержен повреждениям, а фанера будет попрочнее, чем массив. Массив же скорее треснет при непредвиденной нагрузке. Короче, все эти мысли привели к решению, что если при небольшом нагреве пойдет задняя дека, то тогда ввяжусь еще в один этап (не один, конечно). Но вроде и нагрев постепенный, и уже обжигает так, что как бы не прожечь насквозь.На удивление, все оказалось намного прочнее, чем казалось. Решил продолжить склейку верхней деки как есть.
Примерно таким способом клеил трещины.
- Михаил Ф
- Повідомлень: 575
- : 07 лютого 2015, 20:01
- : Михаил
- : Москва
- Has thanked: 918 times
- Been thanked: 188 times
Настал черед пружин.
В гитаре использовалась 5-ти пружинная схема, три пружины надо было доклеивать. Пружины, как уже говорил, были оторваны, где – почти полностью, где – наполовину. Но, где наполовину - это не сильно утешало, т.к. все равно нужно было отклеивать и ставить все по новой.
Где-то на форуме кто-то предложил способ работы под видеоконтролем. Два смартфона включаются на видеосвязь между собой (по вотсапу, например). Один из них помещается в корпус. Внутрь корпуса также помещается фонарик - светить может в любую сторону. И под таким вот визуальным контролем можно приклеивать что-то внутри корпуса. Очень благодарен тому, кто рассказал об этом на форуме.
В гитаре использовалась 5-ти пружинная схема, три пружины надо было доклеивать. Пружины, как уже говорил, были оторваны, где – почти полностью, где – наполовину. Но, где наполовину - это не сильно утешало, т.к. все равно нужно было отклеивать и ставить все по новой.
Где-то на форуме кто-то предложил способ работы под видеоконтролем. Два смартфона включаются на видеосвязь между собой (по вотсапу, например). Один из них помещается в корпус. Внутрь корпуса также помещается фонарик - светить может в любую сторону. И под таким вот визуальным контролем можно приклеивать что-то внутри корпуса. Очень благодарен тому, кто рассказал об этом на форуме.
- Михаил Ф
- Повідомлень: 575
- : 07 лютого 2015, 20:01
- : Михаил
- : Москва
- Has thanked: 918 times
- Been thanked: 188 times
Как фиксировать пружины при приклейке? Вручную, даже на смотря на то, что больно и неудобно, никак не хватит пальцев на всю длину пружины.
Но - спасибо участникам форума - кто-то рассказал про очень удобный и недорогой способ прижатия/фиксации отклеенных пружин с помощью нарезанного садового шланга для воды. Просто гениальный и бюджетный вариант. Можно нарезать пару-тройку отрезков различной длины и подобрать оптимальную по прижиму. Спасибо тому, кто рассказал про этот способ! Увы, к сожалению, не помню кто...
Продолжение следует
Но - спасибо участникам форума - кто-то рассказал про очень удобный и недорогой способ прижатия/фиксации отклеенных пружин с помощью нарезанного садового шланга для воды. Просто гениальный и бюджетный вариант. Можно нарезать пару-тройку отрезков различной длины и подобрать оптимальную по прижиму. Спасибо тому, кто рассказал про этот способ! Увы, к сожалению, не помню кто...
Продолжение следует
- Амаяк Тарахчян
- Повідомлень: 6057
- : 27 грудня 2013, 02:20
- : Амаяк
- : Ереван
- Has thanked: 1739 times
- Been thanked: 2338 times
- Николай Руденко
- Админ
- Повідомлень: 9355
- : 05 серпня 2009, 23:59
- : Николай
- : Центральная Украина
- Has thanked: 301 time
- Been thanked: 849 times
- Контактна інформація:
Благородный проект, Михаил!
Похоже на падение вниз тем местом, где отстала дека. Гитара расширяется и разрывает деку.
Вы уже все сделали, никогда не хочется разбирать.
Мой Учитель рекомендовал всегда разбирать такие гитары распиливанием. Я один раз делал подобный ремонт только вестерна. Кто-то на него наступил или сел. Картина примерно та же, только корпус полностью не подвергался. В чем общая проблема: при ремонте без вскрытия такого массированного разлома можно что-то пропустить и появится зуммер, который можно ловить вечно. Какая-то отставшая штучка.
Тонкая пила, пил в теле обечайки. Кант сохраняется, всё сохраняется. На столярку ничего не ломалось потом, на тайт тем более ничего не распадется. Есть некоторая проблема с лаковым покрытием на обечайки, тут надо быть аккуратным.
И по времени еще. Распил - это стандартный ход. Через голосник - это искусство
Всем, всем, всем, сегодня на арене Гудини чинит гитару!!!
Михайл, вы прекрасный Гудини, еще и с айфонами! И шлангом. Очень удобные советы, передаю через вас благодарность, будет лежать на полке советов про запас.
Пишу так как вариант не был вами отброшен. Вдруг упущено из внимания.
Многие мастера сказа ли бы, что надо деку менять, работы меньше и гитара новая.
Тем кто следует, рекомендую такую выбросанку брать в ремонт с заменой деки и приобретения опыта с толковой гитарой на финале. Обоих дек, краснуха стоит очень недорого.
Похоже на падение вниз тем местом, где отстала дека. Гитара расширяется и разрывает деку.
Вы уже все сделали, никогда не хочется разбирать.
Мой Учитель рекомендовал всегда разбирать такие гитары распиливанием. Я один раз делал подобный ремонт только вестерна. Кто-то на него наступил или сел. Картина примерно та же, только корпус полностью не подвергался. В чем общая проблема: при ремонте без вскрытия такого массированного разлома можно что-то пропустить и появится зуммер, который можно ловить вечно. Какая-то отставшая штучка.
Тонкая пила, пил в теле обечайки. Кант сохраняется, всё сохраняется. На столярку ничего не ломалось потом, на тайт тем более ничего не распадется. Есть некоторая проблема с лаковым покрытием на обечайки, тут надо быть аккуратным.
И по времени еще. Распил - это стандартный ход. Через голосник - это искусство
Всем, всем, всем, сегодня на арене Гудини чинит гитару!!!
Михайл, вы прекрасный Гудини, еще и с айфонами! И шлангом. Очень удобные советы, передаю через вас благодарность, будет лежать на полке советов про запас.
Пишу так как вариант не был вами отброшен. Вдруг упущено из внимания.
Многие мастера сказа ли бы, что надо деку менять, работы меньше и гитара новая.
Тем кто следует, рекомендую такую выбросанку брать в ремонт с заменой деки и приобретения опыта с толковой гитарой на финале. Обоих дек, краснуха стоит очень недорого.
- Михаил Ф
- Повідомлень: 575
- : 07 лютого 2015, 20:01
- : Михаил
- : Москва
- Has thanked: 918 times
- Been thanked: 188 times
После заклейки трещин в деки и приклейки самой деки натянул струны, и, честно говоря, думал, что остается только отстройка по высоте и можно отдавать инструмент. Настроил гитару и понял, что только отстройкой по высоте тут не обойтись.
Струны поставил старые. Струны лежат на подставке. Без кости. Высота на 12 ладу была около 5 мм. На верхнем порожке струны тоже стояли очень высоко: Прижав на третьем ладу струну, получаем примерное расстояние, которое на которое надо заглубить пропил на верхнем порожке. Но главное не переусердствовать: чуть меньше, чем нужно, заглубляем пропил. На фото специальные напильники для пропилов на верхнем порожке. Удобно, конечно, но металл очень мягкий: хватает на небольшое количество таких операций. При довольно кусачей цене. Хорошо бы сделать из обычных надфилей подобный инструмент. Для нейлона точно можно сделать.
Струны поставил старые. Струны лежат на подставке. Без кости. Высота на 12 ладу была около 5 мм. На верхнем порожке струны тоже стояли очень высоко: Прижав на третьем ладу струну, получаем примерное расстояние, которое на которое надо заглубить пропил на верхнем порожке. Но главное не переусердствовать: чуть меньше, чем нужно, заглубляем пропил. На фото специальные напильники для пропилов на верхнем порожке. Удобно, конечно, но металл очень мягкий: хватает на небольшое количество таких операций. При довольно кусачей цене. Хорошо бы сделать из обычных надфилей подобный инструмент. Для нейлона точно можно сделать.
- Михаил Ф
- Повідомлень: 575
- : 07 лютого 2015, 20:01
- : Михаил
- : Москва
- Has thanked: 918 times
- Been thanked: 188 times
На подставке пришлось снимать высоту блока, где пропил под кость. Снимал маленьким рубаночком.
Срезать пришлось не только высоту, параллельную плоскости деки, но и стамеской подрезать наклонную плоскость, чтобы давление струн приходилось только на кость.
Как-то так...
Без лакировки вскрытых участков не обойтись...
Жаль, не сделал фронтальное фото, чтобы без искажений, но уже на таком фото видна вторая проблема: расстояние между струнами узкое и при этом может быть шире: есть довольно большой запас по ширине накладки с обеих сторон. Плюс к этому - сами струны ощутимо смещены в сторону
- Михаил Ф
- Повідомлень: 575
- : 07 лютого 2015, 20:01
- : Михаил
- : Москва
- Has thanked: 918 times
- Been thanked: 188 times
Теперь о переделке отверстий в бридже. Не снимая подставки.
На мой взгляд, это один из ключевых этапов данного ремонта, без которого всё остальное просто теряло бы смысл.
Жалею, что не сделал фотографию с исходным состоянием струн на грифе: они были ощутимо смещены в сторону дискантов: до пятого лада еще можно было как-то играть, но на верхних позициях тебя просто накрывало возмущение от того, что можно было бы сделать намного удобнее . Само расстояние между струнами в районе резонаторного отверстия деки было непривычно маленькое - понятно, что гитара маленькая, но при этом ты все-таки ждешь адекватных, пропорциональных размеров, а тут явно было меньше, чем надо и, глядя на гриф, ты понимаешь, что ширина позволяет увеличить это расстояние. И вообще, почему эти расстояния не были выверены при изготовлении инструмента на самой мануфактуре??? Такое чувство, что на верхнем и нижнем порожках были одинаковые расстояния. Конечно, это было не так, но при игре возникало постоянное желание расправить под правой рукой эти струны... Что собственно и привело к очередному и довольно непростому на первый взгляд этапе переделки.
Вообще уже не первый раз сталкиваюсь с абсолютно безалаберным подходом к расстоянию между струнами на маломензурных гитарах: ремонтировал до этого еще одну 3/4: отверстия на подставке были сделаны как на 4/4... Думаю, нетрудно представить, что было на грифе на верхних ладах. Но гитара попала ко мне по причине отрыва подставки, и переделать отверстия на отдельной подставке не составляло задач в техническом плане. На этой гитаре всё иначе: подставка приклеена, и отделять ее не было никакого желания.
Как упомянул выше, этот этап всё же оказался довольно простым .
Простота заключалось в том, что знакомый гитарный мастер, Владимир Гордеев, поделился со мной способом и модифицированным сверлышком (прошу прощения, что много слов, но не упомянуть не могу, потому что именно благодаря Владимиру этот этап оказался вполне решаемым).
Мне как-то довелось играть на его недавно сделанном инструменте, и в этом инструменте тоже были сильно смещены отверстия на подставке (или подставка смещена): играть на первой струне было нельзя, струна соскальзывала с накладки на верхах, просто нещадно. Было обидно держать в руках инструмент из классной бубинги с хорошей еловой декой и понимать, что вот так на последнем этапе убить всю работу (в моем понимании это именно так). Сказал об этом, но, честно говоря, был убежден, что решения тут нет: Владимир сразу сказал, что подставку он не будет переклеивать, что сил уже нет и т.д.. …и, честно говоря, я его понимаю. Но, на удивление, через неделю со мной поделились радостной новостью, что отверстия пересверлены, и все хорошо. И тем бо́льшим было мое удивление, когда снова взял этот инструмент в руки. Всё было максимально удобно. Прежние отверстия на подставке были заделаны, а новые просверлены с учетом всех расстояний и положения струн.
Владимир передал мне «удлиненное» сверло.
Итак, отверстия на подставке заделал различными породами экзотики – делал из того, что было в отходах, поэтому тут и красное, и даже совсем красное (падук).
Надо сказать, что заделка прежних отверстий для меня не такой простой этап. Выстругивание из экзотики подходящего по диаметру вала для отверстий муторное занятие, а плашка с самым узким диаметром резьбы буквально ломала все заготовки (у меня самый бюджетный набор метчиков и плашек ). Потом, когда заклеишь отверстия, надо очень аккуратно срезать концы палочек, и со стороны деки требуется максимальная аккуратность. Но по ходу это не про меня...
Промерил оптимальную ширину между струнами с помощью ниток. Разметил крайние отверстия под 1-ю и 6-ю струны (нитки прям очень четко проясняют эти позиции). Сделал кодуктор для отверстий . Сделал из какой-то лиственной породы (очень важно соблюсти прямые углы в самой заготовке). Перенес полученное расстояние между струнами на кондуктор, наметил остальные отверстия. Важно четко и параллельно просверлить эти отверстия. Кондуктор фиксировал к подставке скотчем.
На мой взгляд, это один из ключевых этапов данного ремонта, без которого всё остальное просто теряло бы смысл.
Жалею, что не сделал фотографию с исходным состоянием струн на грифе: они были ощутимо смещены в сторону дискантов: до пятого лада еще можно было как-то играть, но на верхних позициях тебя просто накрывало возмущение от того, что можно было бы сделать намного удобнее . Само расстояние между струнами в районе резонаторного отверстия деки было непривычно маленькое - понятно, что гитара маленькая, но при этом ты все-таки ждешь адекватных, пропорциональных размеров, а тут явно было меньше, чем надо и, глядя на гриф, ты понимаешь, что ширина позволяет увеличить это расстояние. И вообще, почему эти расстояния не были выверены при изготовлении инструмента на самой мануфактуре??? Такое чувство, что на верхнем и нижнем порожках были одинаковые расстояния. Конечно, это было не так, но при игре возникало постоянное желание расправить под правой рукой эти струны... Что собственно и привело к очередному и довольно непростому на первый взгляд этапе переделки.
Вообще уже не первый раз сталкиваюсь с абсолютно безалаберным подходом к расстоянию между струнами на маломензурных гитарах: ремонтировал до этого еще одну 3/4: отверстия на подставке были сделаны как на 4/4... Думаю, нетрудно представить, что было на грифе на верхних ладах. Но гитара попала ко мне по причине отрыва подставки, и переделать отверстия на отдельной подставке не составляло задач в техническом плане. На этой гитаре всё иначе: подставка приклеена, и отделять ее не было никакого желания.
Как упомянул выше, этот этап всё же оказался довольно простым .
Простота заключалось в том, что знакомый гитарный мастер, Владимир Гордеев, поделился со мной способом и модифицированным сверлышком (прошу прощения, что много слов, но не упомянуть не могу, потому что именно благодаря Владимиру этот этап оказался вполне решаемым).
Мне как-то довелось играть на его недавно сделанном инструменте, и в этом инструменте тоже были сильно смещены отверстия на подставке (или подставка смещена): играть на первой струне было нельзя, струна соскальзывала с накладки на верхах, просто нещадно. Было обидно держать в руках инструмент из классной бубинги с хорошей еловой декой и понимать, что вот так на последнем этапе убить всю работу (в моем понимании это именно так). Сказал об этом, но, честно говоря, был убежден, что решения тут нет: Владимир сразу сказал, что подставку он не будет переклеивать, что сил уже нет и т.д.. …и, честно говоря, я его понимаю. Но, на удивление, через неделю со мной поделились радостной новостью, что отверстия пересверлены, и все хорошо. И тем бо́льшим было мое удивление, когда снова взял этот инструмент в руки. Всё было максимально удобно. Прежние отверстия на подставке были заделаны, а новые просверлены с учетом всех расстояний и положения струн.
Владимир передал мне «удлиненное» сверло.
Итак, отверстия на подставке заделал различными породами экзотики – делал из того, что было в отходах, поэтому тут и красное, и даже совсем красное (падук).
Надо сказать, что заделка прежних отверстий для меня не такой простой этап. Выстругивание из экзотики подходящего по диаметру вала для отверстий муторное занятие, а плашка с самым узким диаметром резьбы буквально ломала все заготовки (у меня самый бюджетный набор метчиков и плашек ). Потом, когда заклеишь отверстия, надо очень аккуратно срезать концы палочек, и со стороны деки требуется максимальная аккуратность. Но по ходу это не про меня...
Промерил оптимальную ширину между струнами с помощью ниток. Разметил крайние отверстия под 1-ю и 6-ю струны (нитки прям очень четко проясняют эти позиции). Сделал кодуктор для отверстий . Сделал из какой-то лиственной породы (очень важно соблюсти прямые углы в самой заготовке). Перенес полученное расстояние между струнами на кондуктор, наметил остальные отверстия. Важно четко и параллельно просверлить эти отверстия. Кондуктор фиксировал к подставке скотчем.
- Михаил Ф
- Повідомлень: 575
- : 07 лютого 2015, 20:01
- : Михаил
- : Москва
- Has thanked: 918 times
- Been thanked: 188 times
И вот само удлиненное сверло.
Очень важно подкладывать листок бумаги под место стыка сверла и шампура, где скотч. Это утолщение реально может повредить полировку. Поленился просто подложить листок бумаги, получил небольшие протертости на деке. Ну не прям протертости, но лак теряет изначальный блеск. Важно для дорогих гитар.
Сверло приклеено к обычному деревянному шампуру для шашлыка цианакрилатом и малярным скотчем. И всё. Всё работает. Я был в шоке от такой простоты. Зажимаем в шуруповерт и через кондуктор насверливаем, не спеша, новые отверстия.
На фото видно, что длины сверла предостаточно. Важно не "перетянуть" деревянный шампур в патроне.
Я сверлил не до конца, потом убрал кондуктор – это позволяло немного менять наклон в вертикальной плоскости – и оставшуюся глубину отверстий досверливал от руки. Сами отверстия получилось при этом сделать чуть ниже относительно прежнего расположения, чтобы был запас по высоте для возможного уменьшения высоты струн, что и пригодилось в дальнейшем.
Очень важно подкладывать листок бумаги под место стыка сверла и шампура, где скотч. Это утолщение реально может повредить полировку. Поленился просто подложить листок бумаги, получил небольшие протертости на деке. Ну не прям протертости, но лак теряет изначальный блеск. Важно для дорогих гитар.