Да, Володя интереснейший гитарист и играет на высочайшем уровне, побольше бы таких музыкантов! Жаль, что эти все записи-ролики не могут передать ощущение реального звука, который куда богаче, и слышны многие нюансы, и когда присутствует та самая незримая нить между исполнителем и потрясенным слушателем…
Вашу тему вы открыли вполне по месту, переносить её не имеет смысла, незачем и некуда. Вы представили, гитару которая в фольклоре Бразилии имеет своё важное значение, а также исполнителя который сыграл на такой гитаре, его можно с удовольствием послушать…
(насколько я знаю, там у них, гитара особо популярна, причем встречается очень много её разновидностей, и даже некие экзотические, невиданные экземпляры…)
Максим Цукер писав:
Гитара и баян - это разные инструменты, в т.ч. канонически. Совершенно разные способы появления звука и изменения его высоты. Гитара и фортепиано тоже разные, хотя есть и некоторое сходство: струны и резонирующая дека. Гитара и гитара не могут быть разными поскольку те незначительные различия: строй, количество и материал струн, ширина, профиль и крепление грифа, количество и расположение пружин не являются принципиальными. Всё равно гитара остаётся гитарой.
Гитара и баян это действительно разные инструменты. Тут и речи быть не может.
Я говорил об этих гитарах, как о разных инструментах, в рамках области гитары.
Давайте немного «переместимся» в ранние времена.
Классическая, испанская гитара берет своё начало всего лишь после середины 19 века.
Тогда Торрес проводил свои эксперименты, и в итоге состоялась начальная конструкция –
гриф – «испанский сапог», форма, пропорции, рипы, «веер», и т.д.
Есть данные, что акустическую систему , т.н. веер, это не его изобретение, Торрес только вовремя это «подхватил». Но тем не менее такая гитара состоялась, было также несколько ветвей, определенных путей развития. Какие-то канули в небытие, другие превратились в мировые бренды.
Несколько особняком (в хорошем смысле) в этом списке гитары Х. Романиллоса, который развил одну из ранних ветвей. ( большие мастера его считают великим мастером)
Но ведь гитара существовала задолго до Торреса, и развивалась, были не менее значимые мастера, которые создавали ту или иную конструкцию, форму, пропорции, добавляли струны, и много чего другого, были харпгитары, «лиры» и т.д….
Я не буду пересказывать то, как и когда гитара попала в Россию, но попала она до того как испанец Торрес начал свои эксперименты.
А в то время, как известно, было достаточно не менее грамотных мастеров, которые проводили свои исследования и эксперименты… И были состоявшиеся конструкции, которые живы и поныне. Ведь не случайно С. Орехов любил «Шерцера», например, а не «испанку» с седьмой струной.
Один из вариантов это как раз конструкция «русская гитара» – вместо «сапога» гриф где минимальный контакт с корпусом (буквально миллиметры), отсутствие «веера», другое расположение рип (дека работает иначе, создаются другие колебания) отличаются контры и т.д. и т.п.
А это, Максим, уже совсем другое звукообразование, другие ключи, иные законы…
Для гитары это как раз принципиальные отличия.
Можно сказать другое государство со своей религией. (на эту тему я не очень давно разговаривал с Владимиром Ажикуловым, известным мастером из Москвы, он как раз строит аутентичные семиструнки. Угадайте с первого раза на чьей гитаре играет В. Маркушевич.
)
Но конечно же при всем этом гитара остается гитарой. Правда нужно добавить, что разным гитаристам нужны разные гитары.
Между прочим Рик Тернер строит свои гитары, взяв за основу именно «доторессовскую» конструкцию, а не самого испанца… Почему то…. (правда с небольшими своими доработками) Понимаете, Максим, куда я клоню? Правильно. По мнению Тернера (и скорее всего тех ранних мастеров которые уже далече) гриф не только отражает энергию струн, но и поглощает её. И тут с мистером Тернером надо согласиться. Ибо его гитары проверены очень серьезными людьми, список большой, почти все легендарные музыканты (Led Zeppelin, Fleetwood Mac, Van Morrison, David Crosby, Police, Who и многие другие…)
Максим Цукер писав:
Я, как и вы, Сергей отношусь скептически к дополнительным струнам на гитаре, но в случае с бразильской семиструнной гитарой мы имеем дело с многолетней ТРАДИЦИЕЙ исполнения народной музыки именно на инструменте такой конструкции и строя, идущей с начала прошлого века. И в Бразилии множество легендарных имён исполнителей значит для них не меньше чем для нас имена Высотского, Сихры и Орехова. То есть мы можем наблюдать определённое КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ малоизвестное у нас. Поэтому я и решил, что оно(явление) достойно отдельной темы.
Не скажу, что я совсем скептически отношусь к дополнительным струнам, но если это умело использовать, то наверное тому гитаристу они необходимы. А нам интересно будет послушать.
Думаю есть что сказать по всему этому Александру Маеву.
-------------------------------------------