Сторінка 4 з 7

Re: Арчтоп мандолины

Додано: 06 червня 2021, 03:58
nikolai
Вобщем сейчас прочитал, из сырого шеллака (на палках) сперва екстрагируется краситель lac dye и вот он в 12 раз дороже чем шеллак гранат, хотя в нём этого красителя ещё придостаточно. Поэтому сырой шеллак дороже очищенного выходит.
А по цветам, чем шеллак светлее тем болше химических обработок, и тем смола более хрупкая получается.

Re: Арчтоп мандолины

Додано: 06 червня 2021, 22:48
_cabot_
Вот оно в чем дело! Краску-то я и дешевую добавить могу :-D Спасибо, очень интересно.

Хвалился ароматным кедром, а сам работал с вонючей фанерой. Сделал внешнюю рамку для "современной" A-style, и форму для ламинирования обечаек.
На фото сравнение старо-Лоаровской и современной формы. У старой формы намного сложнее гнуть "нос".

Re: Арчтоп мандолины

Додано: 08 червня 2021, 00:29
_cabot_
Пока первая обечайка маринуется, сделал клецы, и свел спинки.
Про нижний клец на мандолинах часто пишут, что он трескается, и рекомендуют ламинировать его из нескольких слоев. Мне под руку попались махагон и акация.
Верхние два из одного куска акации, третий склеен из 2 (не хватило 40-миллиметрового бланка)

Так как заготовки на спинки и обечайки нужны маленькие, у меня "обрезков" инструментов на 8 наверное наберется минимум =) :-D

Re: Арчтоп мандолины

Додано: 12 червня 2021, 01:04
_cabot_
Спинки собраны, одна рамка собрана, вторая маринуется.

Вывел деки в нужную внешнюю форму. Для проверки, как и в прошлый раз, мега технологическое решение - карандаш устанавливается на нужную высоту и чертит место касания на деке. Результатом доволен, особенно учитывая то, что после грубой обработки рубаночками я зарядил наждачку 60тку в орбитальник и остатки отверстий от сверла + канавки сошлифовал.

Ситка очень жесткая по сравнению с европейкой. У меня душа лежит к более мягким породам - в гитарах вообще почти полностью на кедр перешел.

На следующий мандо-эксперимент помимо европейки, дурандака и кедра у меня еще набралось пихты дугласа, правда там придется деки собирать из 3 и 4-х кусков вместо половинок.

Re: Арчтоп мандолины

Додано: 12 червня 2021, 22:09
_cabot_
Начал разрабатывать свой тейлпис. Самодельные тейлписы идут наперекор моей философии простоты изготовления, но все-таки у арчтоповых тейлпис сразу бросается в глаза. Тут и и поле для воплощения своих творческих фантазий, и изюминка для покупателя.

Свел 4 деки - кедр, дурандак, пихту дугласа (на фото) и переделал старую европейку с черной чертой.

Загадка черной полоски, мне кажется, разгадана - очень тонкая заготовка. 16мм толщиной. Очень сложно ее ровно притереть. Другие заготовки как минимум 20мм - намного легче притираются. Впрочем, итог эксперимента со склеиванием заготовок увидим через пару дней.

Re: Арчтоп мандолины

Додано: 18 червня 2021, 01:34
_cabot_
Итог эксперимента с 1704 лаком:

- Рецепт из сырого шеллака на выходе слишком грязный. Не знаю, сколько раз его надо фильтровать, чтобы что-то дельное вышло. Клал с кисточки прямо на древесину - ложится нормально, но весь инструмент традиционно с кисточки лакировать я бы не стал - слишком медленно и риск, что все потечет или плохо ляжет, если толстым слоем класть. Цвет приятный.
- Тот же рецепт из обработанного шеллака на выходе совсем другой. Жидкий какой-то, и с кисточки ложится отвратительно. Все течет к черту.

Я процесс свел к такому:
1) Положил с кисточки "сырой" лак толстым слоем, зашлифовал, снова положил толстым слоем.
2) После легкой шлифовки, положил обработанный лак тампоном, как будто бы при французской полировке.
Вот тут меня очень удивил результат: Лак после всего этого не только лег толстым и ровным слоем, но и заполнил почти все поры и неровности.
Мой стандартный процесс на гитарах - около 5 сессий порозаполнения аквакотом, затем 5-6 сессий полировки. Результат превосходный, но времени занимает оооочень много.
В этом эксперименте я положил один слой кота, быстро накидал лак с кисточки два раза, легонько шлифанул, и сделал один подход с тампоном.
На фото полоска из кубинского махагона - поры там знатные. Как видите под светом, поверхность как после нескольких подходов французской полировкой.

Комбинацию толстого слоя с кисти и затем полировки тампоном буду пробовать на новых инструментах когда соберу.

Re: Арчтоп мандолины

Додано: 21 червня 2021, 00:35
_cabot_
Рассверлил деки изнутри. Американки сверлятся на 5мм толщину, потом утончаются так, чтобы стрекла толщиномера плавно переходила от 5мм по центру к ~3 в канавке.

Re: Арчтоп мандолины

Додано: 22 червня 2021, 01:04
_cabot_
Работа в мастерской кипит кипятком.
Обычно я в это время готовлю гитарные дрова на зиму, но так сложилось, что в прошлом сезоне не успел доделать две гитары - они так и лежат, ждут сборки. Дровишки на еще парочку гитар уже заготовлены, а до начала нового сезона еще месяца три.

Дурандаковая заготовка еле еле, но таки вписывается в мандолу - старшую сестру мандолины, настраиваемую в CGDa вместо GDAe. С точки зрения изготовления инструмента - это просто увеличенная мандолина, с овалом в 28-32см. Я выбрал 30. Сделал форму для ламинирования обечаек и погнул венге. Венге я до этого гнул маленькими полосками на канты, и сделал пару обечаек на гитару, но гнул их не вручную, а на фуксе. Сейчас впервые поработал с пластом венге руками - еле согнул, да еще и пальцы черными стали, и не отмываются. Такими руками только блюз играть guit111

На последнем фото еще одна форма - на этот раз для цитры. Пока еще не решил, четырех-хоровой (ака октавной мандолины) или пяти-хоровой. Овал 35см, тут уже будет флет-топ.

Натянул снова струны на перворожденную мандолинку и никак не нарадуюсь. Будет время - запишу самплик.

Re: Арчтоп мандолины

Додано: 22 червня 2021, 09:48
Ivan Ivanych
Роман, а обечайки ламинировать будете?

Re: Арчтоп мандолины

Додано: 22 червня 2021, 11:27
_cabot_
Да, только ламинат.

Для плоских дек я все делаю по австралийской школе - Ламинированные обечайки, ламинированные контры на деку (3 полоски по 2.2мм, материал тяжелый и жесткий - ясень, бук или жесткий клен). На спинку ставлю обычные нарезные контры в реверс.
Для арчтопов выбрал немного другой подход - лень делать лишнюю форму для ламинирования контр, сам инструмент намного меньше, да и деки намного мощнее, толще, и по краям толщиной 4.5мм. Поэтому только ламинирую обечайки, а контры будут нарезные в реверс для спинки и для деки. На фото пример собранной рамки мандолины - контры занимают почти всю высоту обечаек :-D
Можно купить или сделать специальные, реверсные контры, но мне совсем не нравится как они выглядят через голосник. Обычные контры в реверс выглядят лучше имхо, но тут на вкус и цвет.

Реверсные контры намного жестче, чем если клеить нарезкой внутрь корпуса. Альтернатива - приклеить нарезкой внутрь корпуса, и поверх нарезки наклеить шпонину (или парочку), сымитировав реверс. Получается очень жесткая конструкция, хоть и не такого же уровня, как ламинат.

Причины для ламинирования обечаек такие:
1) С акустической точки зрения, эффект и преимущества тяжелой и жесткой рамки описаны в первом томе Гора - там сотни страниц с расчетами, моделями, эмпирическими наблюдениями. В расчеты я не вдавался - не физик я. Но модели и наблюдения может понять каждый, да и проверить их эффективность легко на практике - я многие его идеи проверял.
2) У ламината меньше вероятность возникновения трещин. Цельные обечайки со временем любят трескаться.
3) С ламинатом намного проще работать. Цельные могут треснуть вдоль волокон при обработке, причем когда рамка уже наполовину собрана и с начала начинать обидно - придется клеить, латать и как-то восстанавливать треснувшую обечайку.
4) Получается более ровная и аккуратная форма корпуса. Нашего брата, увы, судят по двойным стандартам. Если великий Хосе-Мария-Фернандо-Рамирез-Третий сделал кривой корпус, то это "великий мастер оставил свой след", а если малоизвестный Ванька Иванов (или Джонни Джонс) сделал кривой корпус, так это "местный дровосек пытается подсунуть брак". *DONT_KNOW* С ламинатом подобных проблем не возникает, так как форма намертво задается при ламинировании.

В применении к мандолинам (и цитрам) - у цитры ахиллесова пята - верхний клец. Они почти всегда там гнутся и умирают(У гитары верхний овал намного лучше держится). Имхо, чем жестче рамка, тем лучше верхний клец будет держаться, и ламинированные обечайки тут должны прибавить много лет жизни. Возможно, я не прав, но мне спокойнее будет с жесткой обечайкой.
Из недостатков - если делать классический "скрипичный" стык грифа с корпусом, то верхний клец очень сложно подгонять к ламинированным обечайкам при сборке. Если обечайки цельные, они подстраиваются под форму клеца если их затянуть посильнее. С ламинатом надо долго подгонять клец под форму "носа".
Если делать гриф на винту, то форма носа другая (как на моей октавке) и подобных проблем не возникает.

Re: Арчтоп мандолины

Додано: 28 червня 2021, 22:15
_cabot_
Из далекого китая приехал помощник.
Шайтан-машина, однако. Правда дизайн с точки зрения безопасности оператора - так себе. Пальцы в 50мм от лезвий. Первым делом я поверх лезвий привинчу металлическую полоску, чтобы не дай бог не отрезать чего не надо.
Выскоблил три деки, и обрезал еще одну с внешней стороны. Пила очень злая - ей удобно грубо покромсать заготовку и потом рубанком довести до ума. Если слишком близко подойти к рассверленным отметкам, то можно пропилить глубже, чем надо.

Для выскабливания довольно удачно приспособил внешнюю рамку.

Re: Арчтоп мандолины

Додано: 02 липня 2021, 01:30
nikolai
Чувствуется творческий подход appl прикольно с бензопилой придумали :-D я серьёзно!